Рекомендации родителям

 

Рекомендации для вновь поступающих детей

Рекомендации родителям по облегчению процесса адаптации.

Ø    Проконсультируйтесь у психолога по вопросам адаптации ребенка к дошкольному учреждению.

Ø    Желательно, чтобы начало посещения детского сада не пришлось на эпикризные сроки: 1г.3м., 1г.6м., 1г.9м., 2г., 2г.3м., 2г.6м., 2г.9м..3 года.

Ø    Отправляйте ребенка в детский сад только здоровым.

Ø    Заранее узнайте у участкового врача, какой тип адаптации возможен у ребенка, и своевременно примите все меры при неудовлетворительном прогнозе.

Ø    Тренируйте буквально с самого рождения систему адаптационных механизмов у ребенка и приучайте его к ситуациям, в которых требуется менять формы поведения.

Ø    Заранее узнайте все новые моменты в режиме дня в детском саду и введите их в домашний распорядок дня.

Ø    Избегайте обсуждений при ребенке волнующих Вас проблем, связанных с детским садом.

Ø    Планируйте свое время так, чтобы в первый месяц посещения ребенком детского сада у Вас была возможность не оставлять его там на целый день.

Ø    Как можно раньше познакомить малыша с детьми и воспитателями группы, в которую он в скором времени придет.

Ø    Обучайте ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания.

Ø    Подчеркните, что Ваш ребенок, как и прежде, дорог Вам и любим.

Ø    Не нервничать и не показывать свою тревогу накануне поступления ребенка в детский сад. Родители должны привыкнуть к мысли: «Мой ребенок идет в детский сад, там ему будет хорошо, о нем будут заботиться, он будет играть со сверстниками. Хочу, чтобы он пошел в садик».

Ø    Приводить малыша в ясли кому – то одному, будь то мама, отец или бабушка, не затягивать время прощания.

Ø    Во время адаптации к ДОУ желательно не водить ребенка в гости. Пусть для него на это время будут привычными только стены родного дома и своей группы.

Ø    Не отучать от «вредных привычек» в период адаптации.

Ø    Особенно в период адаптации не ругать, не кричать, не наказывать; переключать внимание ребенка на интересную игру или другую деятельность, сохраняя к нему ласковое, спокойное отношение.

Ø    Давайте ребенку в садик его любимую игрушку, пусть игрушка ходит вместе с ним ежедневно и знакомится там с другими.

Памятка для родителей

Ø    Скоро вам вместе с малышом предстоит начать новую жизнь. Чтобы малыш вступил в нее радостным, общительным, повзрослевшим, хотим предложить несколько рекомендаций.

Ø    Постарайтесь создать в семье спокойную, дружескую атмосферу.

Ø    Установите четкие требования к ребенку и будьте последовательны в их предъявлении.

Ø    Будьте терпеливы.

Ø    Формируйте у детей навыки самообслуживания и личной гигиены.

Ø    Поощряйте игры с другими детьми, расширяйте круг общения со взрослыми.

Ø    Когда ребенок с Вами разговаривает, слушайте его внимательно.

Ø    Если вы увидите, что ребенок что-то делает, начните «параллельный разговор» (комментируйте его действия).

Дошкольный возраст

Дошкольный возраст занимает место между ранним и младшим школьным возрастом (от 3 до 6-7 лет) и имеет исключительно важное значение для развития психики и личности ребенка. Его еще называют «возрастом игры», поскольку именно игра является ведущей деятельностью этого возраста.

Внутри дошкольного возраста выделяют 3 периода: младший дошкольный возраст (3-4 года), средний (4-5 лет) и старший (5-6/7 лет).

В младшем дошкольном возрасте основным содержанием игры является воспроизведение предметных действий людей, которые не направлены на партнера или на развитие сюжета. В среднем — главным содержанием игры являются отношения между людьми, это возраст максимального расцвета ролевой игры. Эти действия выполняются уже не ради действий, но как способы регулирования социально-ролевых отношении с другим или другими. Введение сюжета и игровой роли значительно повышает возможности ребенка во многих сферах психической жизни.

В старшем дошкольном возрасте главным содержанием игры становится выполнение правил, вытекающих из взятой на себя роли. Игровые действия сокращаются, обобщаются и приобретают условный характер. Ролевая игра постепенно сменяется игрой с правилами.

Помимо игровой, для дошкольного возраста характерны другие формы деятельности: конструирование, рисование, лепка, восприятие сказок и рассказов и пр. Можно наблюдать также элементы трудовой и учебной деятельности, хотя в развитой форме учения и труда у дошкольника еще нет.

Дошкольный возраст — период фактического складывания личности и личностных механизмов поведения, мотивы и желания ребенка начинают складываться в иерархическую систему. В этом возрасте ребенок переходит от импульсивного, ситуативного поведения к личностному, опосредованному каким-то представлением или образом. Образ поведения и образ результата действия становятся образцами и регуляторами в собственной деятельности ребенка. Это ярко проявляется в рисовании и конструировании: от спонтанных действий и подражания готовым образцам дети переходят к созданию и воплощению собственных замыслов.

К концу дошкольного возраста управление своим поведением становится предметом сознания самих детей, что знаменует переход на новую ступень в развитии произвольности и самосознания.

Дошкольный возраст — период наиболее интенсивного развития воображения и наглядно-образного мышления, которые являются здесь основными формами познания. Для него характерны внеситуативные речевые формы общения со взрослым. Болee богатым и содержательным становится общение детей друг с другом. Сверстник для дошкольника становится более предпочтительным партнером по совместной деятельности, чем взрослый. В этот период начинает формироваться мораль, и дети относят поступки и качества людей к моральным категориям и дают им оценку.

Дошкольный возраст — сенситивный период для развития многих человеческих способностей, усвоения знании и умении, поэтому дошкольное обучение и воспитание является традиционным и развитым направлением педагогики. Возраст от 2 до 5 лет — время наиболее бурного развития ребенка. Недаром Л.Н. Толстой писал, что именно в этом возрасте он «приобрел так много, так быстро, что во всю остальную жизнь не приобрел и одной сотой того».

Однако обучение в дошкольном возрасте имеет свою ярко выраженную специфику. Ребенок на этом этапе уже может учиться по программе взрослого (учителя), однако лишь в том случае, если программа учителя становится его собственной программой, т. е. насколько он принимает ее. Дошкольник делает только то, что он хочет делать, поэтому все формы и методы обучения в дошкольном возрасте так или иначе связаны с игрой.

Вежливость воспитывается вежливостью

 

Важный элемент человеческой культуры – речевой этикет.

В детском саду воспитатели обращают  особое  внимание на обучение детей вежливости, учат их правилам   речевого этикета. Хотя невозможно скрыть и того, что нередко взрослые  разрешают  себе по отношению  к ребенку или всего присутствии не совсем изысканные слова, выражения, которые тут же детьми перенимаются и «пускаются в  обращение». Потом за такие «словечки» и  «фразочки» их – к большему удивлению – наказывают. Неправильные, грубые слова взрослых дети услышат быстрее, чем вежливые, так как последнее для них привычнее, это норма.

Что же такое вежливость, этикет ?

Этикет- совокупность правил поведения, касающихся отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, манеры поведения в общественных местах).

Вежливость – способ применения этикета.

Общеизвестно, что самое важное в воспитании вежливости у ребенка – постоянный добрый пример. Взрослые дают детям «модели поведения», демонстрируют необходимость  в любой ситуации придерживаться норм этикета, быть вежливым. Современный подход к ребенку как к ЛИЧНОСТИ, делает проблему воспитания вежливости особенно актуальной. Поэтому очень важно, чтобы «этикетными» способами  установления контактов с людьми  владели в полном объеме, как родители, так и педагоги.

У этикета есть словесные и несловесные средства («волшебные слова», «волшебные взгляды», рукопожатия, жесты, интонации, манеры, поступки). Важно обучить детей всему, что связано с этикетом, но особо важно пополнит детский словарь, словесными средствами.

Самых распространенных «волшебных слов», которые всегда должны бать в запасе, всего то около 30.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ: посчитайте свой запас, потом детский. Между ними присутствует самая непосредственная, прямая зависимость – «чем больше отдаешь тем больше получаешь».

Так что же мы отдаем из своего «волшебного запаса» в течение дня детям? Вспоминаем исчитаем!

УТРОМ: «Доброе утро!», «Я рада тебя видеть!», «Как ты себя чувствуешь?»

ЗА ЗАВТРАКОМ, ОБЕДОМ И УЖИНОМ – «ПРИЯТНОГО АППЕТИТА», «Благодарю» , «Спасибо», «Позволь за тобой поухаживать».

ВО ВРЕМЯ ОБЩЕНИЯ: — «Разреши», «Будь добр», «Пожалуйста», «Извини», «Позволь», «Если тебя не затруднит», «Прошу прощения».

ПОСЛЕ ДНЕВНОГО СНА: — «Как спалось?», «Как твое здоровье?»

ВЕЧЕРОМ: — «Добрый вечер», «До свидания», «До завтра»,  «До встречи», «Всего хорошего», «Спокойной ночи».

Считается, что самым  действенным способом воспитания вежливости и речевого этикета после личного примера взрослых является игра, особенно ролевая и театрализованная. Также велика роль художественной литературы, дидактических картин и картинок.

 

 Подготовила : воспитатель Абдуллина Алия Ильясовна.

 

   Тест «Готов ли ваш ребенок к обучению в школе»

Оценивайте каждый вопрос по пятибалльной системе таким образом:
5 баллов — так бывает всегда, 4 балла — иногда бывает иначе; 3 балла — данные умения и способности развиты слабо; 2 балла — данные умения и способности проявляются очень редко; 1 балл — задание выполняется только с помощью взрослого.

Психологическая готовность к школе:

Теперь посчитайте количество баллов за каждый блок вопросов в отдельности.

Если ребенок набрал по 20-25 баллов за блок, то он полностью готов к школе.

При количестве от 10 до 19 баллов за блок — с ребенком нужно серьезно позаниматься перед школой.

Если оценка каждого блока вопросов ниже 10 баллов — ребенку необходима консультация с детским психологом и педагогом. Такому ребенку лучше не спешить отправляться в первый класс.
     Десять советов родителям будущего первоклассника

Совет 1. Помните, что вы выбираете школу не для себя, а для вашего ребенка, поэтому попробуйте учесть все факторы, которые могут осложнить его обучение.

Совет 2. Обязательно познакомьтесь со школой, условиями обучения, педагогами.

Совет 3. Выясните, по какой программе будет учиться ваш ребенок, какая будет у него нагрузка (сколько уроков в день, есть ли обязательные дополнительные занятия).

Совет 4. Узнайте, когда начинаются занятия, и рассчитывайте, сколько времени необходимо на дорогу в школу. Добавьте еще час на утренние процедуры и завтрак — не придется ли вставать слишком рано?

Совет 5. Постарайтесь познакомиться и побеседовать с учительницей вашего ребенка. Подумайте, сможет ли она учесть его особенности.

Совет 6. Уточните, в какое время ребенок будет возвращаться домой из школы. Это необходимо, если вы планируете какие-либо дополнительные занятия (музыкальная школа, кружки, секции).

Совет 7. Подготовьте место для занятий ребенка дома.

Совет 8. Не настраивайте ребенка только на успех, но и не запугивайте неудачами.

Совет 9. Помните, что адаптация к школе не простой процесс и происходит совсем не быстро. Первые месяцы могут быть очень сложными. Хорошо, если в этот период привыкания к школе кто-то из взрослых будет рядом с ребенком.

Совет 10. Не относитесь к первым неудачам ребенка как к краху всех ваших надежд. Помните: ему очень нужна ваша вера в него, умная помощь и поддержка.

 

 

Кружковая работа логопеда с детьми

 

Цель логопедического кружка: способствовать более прочному усвоению материала, изученного на логопедических занятиях, содействовать развитию речи детей, усвоению детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи.

Педагогический замысел кружка:

-преодолевать речевой и неречевой негативизм (работать над ослаблением чувства неуверенности, страха речи, ожидания неуспеха),

-формировать устойчивый эмоциональный контакт с ребенком, развивать положительное эмоциональное отношение к НОД;

— развивать когнитивные предпосылки речевой деятельности; работать над расширением понимания речи;

-развивать потребность в общении и формировать коммуникативные умения, способность взаимодействовать с окружающими (со взрослыми и детьми);

развивать интерес к окружающей действительности и стимулировать познавательную активность;

-формировать речь во взаимосвязи с развитием восприятия, внимания, памяти, мышления; работать над вербализацией игровых действий (учить отражать в речи содержание выполненных действий);

-формировать общие речевые умения.

При организации коррекционного процесса большое значение придаётся общедидактическим принципам: воспитывающего характера обучения, научности, наглядности, сознательности и активности, прочности и индивидуального подхода.

Логопедическое воздействие опирается на специальные принципы:

-принцип опоры на развитие речи в онтогенезе;

-принцип системности;

-принцип опоры на коммуникативную функцию речи;

-принцип учёта индивидуальных особенностей ребёнка;

НОД с детьми проводится 1 раз в неделю по 15 – 20 минут

Планирование коррекционного обучения в отличие от планирований такого типа для старших и подготовительных групп не делится на периоды обучения. Тематика НОД здесь построена с учётом от простого к сложному с накоплением постепенного объёма знаний, умений, навыков на протяжении всего учебного года.

Система НОД кружковой работы включает следующие направления: Развитие зрительного и слухового внимания. Привлечение внимания ребенка к предметам, неречевым звукам, формирование сосредоточения на звуке, определение местонахождения источника звука, различать звуки по силе и высоте. Совершенствовать процессы запоминания и воспроизведения последовательности и количества предметов (3-4 картинок). Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики. Формирование кинестетической и кинетической основы движений в процессе развития общей, ручной и артикуляторной моторики. Выработка динамической координации движений: четких и точных движений, выполняемых в определенном темпе и ритме. Развитие движений кистей рук в специальных упражнениях: сжимание, разжимание, встряхивание и помахивание кистями. Подготовка артикуляторного аппарата к естественному формированию правильного звукопроизношения в процессе выполнения в игровой форме артикуляторных упражнений по подражанию. Развитие лексико-грамматических категорий. При изучении лексических тем происходит знакомство с предметами и явлениями. При этом применяются наглядные методы обучения – демонстрация натуральных предметов и их изображений, действий с ними. Для формирования грамматических категорий включаются в систему обучения разнообразные упражнения, закрепляющие понимание и употребление доступных для детей грамматических конструкций. Формирование связной речи. При развитии связной речи будут созданы условия для использования детьми ситуативной речи в общении друг с другом и со взрослыми (в различных видах деятельности). Освоение первых форм связного высказывания: обучение ответам на вопросы по демонстрации действий, по картинкам, по прочитанной сказке; заучивание двустиший и простых потешек, коротких стихотворений и небольших сказок совместно со взрослым (взрослый начинает, ребенок добавляет слово или словосочетание).